x
Веб-мерчандайзинг
Веб-мерчандайзинг
прозрачный интернет-маркетинг
Получить консультацию
Получить консультацию

Оставьте заявку на консультацию и мы сразу с Вами свяжемся.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Обратная связь

Маркетинговый аудит сайта. Как тестирование сайта влияет на его работу?

Время чтения: 13 минут

Чтобы сайт эффективно работал, необходимо постоянно следить за его состоянием. Но одного контроля ключевых показателей недостаточно для повышения конверсии или улучшения поведенческих факторов. Поэтому на основе полученных данных строятся, а затем тестируются различные гипотезы по оптимизации интернет-ресурсов.

Результатом этой деятельности должно стать улучшение показателей, увеличение посещаемости и рост конверсии – все это, конечно, при условии профессионального подхода к подобной работе.

В статье мы расскажем вам о том, что такое аудит сайта и как тестирование сайта может отразиться на его эффективности.

 

Что такое аудит сайта и для чего он нужен?

Мероприятия, позволяющие исследовать текущее состояние сайта и анализировать его ключевые параметры, называются аудитом. Впоследствии, на основе данных этого анализа выдвигаются предположения о том, что и как нужно изменить на сайте с целью улучшения его работы. Таким образом, проводя аудит, мы выявляем недочеты, которые мешают сайту работать с максимальной отдачей.

Аудит проводится по множеству критериев. В зависимости от того, что конкретно нужно проверить, проводится:

    • Поисковый аудит (SEO-анализ), после которого сайт начнет выше ранжироваться в поисковой выдаче;
    • Технический аудит, который выявляет такие ошибки, как неработающие кнопки или формы, битые ссылки, “кривое” отображение сайта на смартфонах и т.д.;
    • Маркетинговый аудит (изучение сайта и его товарных предложений, сравнение с конкурентами);
    • Проверка юзабилити, которая показывает, насколько понятен интерфейс и удобно ли посетителям пользоваться интернет-ресурсом).

В некоторых случаях целесообразно проводить комплексный аудит, включающий в себя все вышеперечисленные виды аудита. В результате проведенной проверки появляются некие идеи по изменению тех или иных параметров сайта. Тестирование этих идей показывает, могут ли они положительным образом повлиять на значения ключевых показателей.

Результатом грамотно проведенного аудита и последующего тестирования становится рост показателей сайта и, соответственно, ваша прибыль.

 

А/B тестирование или сплит-тестирование?

Наверняка, о том, что в целях улучшения работы сайтов проводят «A/B тестирование» и «сплит-тестирование», слышали многие. Но далеко не все знают, что эти понятия тождественны, то есть, означают одно и то же.
Так называется метод, который применяется в работе над эффективностью веб-страниц. Очень хорошее определение дано в Википедии:

A/B-тестирование (англ. A/B testing, Split testing) — метод маркетингового исследования, суть которого заключается в том, что контрольная группа элементов сравнивается с набором тестовых групп, в которых один или несколько показателей были изменены, для того, чтобы выяснить, какие из изменений улучшают целевой показатель.

 

                                                                                                         Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рассмотрим подробнее, как этот метод применяется на практике. Создаются две тестовые страницы (условно они обозначаются как A и B – отсюда и название) с набором разных элементов или частей элементов.

Эти страницы показываются пользователям, причем все настраивается так, что трафик сайта делится на две части: одни пользователи видят первый вариант страницы (A), другие видят только второй вариант страницы (B). Количество пользователей в первом и втором случае должно быть равно.

После тестирования сравниваются показатели, полученные по обеим страницам, в зависимости от поставленной цели. Таким образом, в режиме реального времени проверяется, какая из предложенных гипотез работает лучше. Вариант с лучшими показателями и выбирается как основной.

 

Какие элементы сайта тестируют?

Фактически, можно тестировать любой элемент, который влияет на поведение потенциальных клиентов и на конверсию. А/В тестирование условно можно поделить на несколько видов, в зависимости от того, какие элементы сайта требуют проверки гипотезой.

Первый вид – тестирование дизайна (визуальный тест). Сюда относят смену цветовой гаммы сайта, отдельных его элементов или смену стиля сайта в целом. Как уже сказано выше, делается два варианта тестируемой страницы. После этого начинается наблюдение поведенческих факторов на обеих страницах, которое выявляет наиболее эффективный вариант.

Второй вид – тестирование контента. Проводя эту работу, нужно смотреть на все типы контента, присутствующие на сайте. Тестировать можно соотношение контента и визуальной информации, заголовки, подзаголовки, офферы и так далее.

Третий вид – программное тестирование. Здесь экспериментируют с расположением блоков на страницах, добавляют или убирают всплывающие окна, проверяют работу конверсионных кнопок и регистрационных форм, меняют код.

 

В чем особенность многовариантного тестирования?

Многовариантное, или множественное тестирование – это несколько усложненная разновидность A/B теста. Проводить его труднее, чем более простое сплит-тестирование, но зато оно имеет свои преимущества.

Делая многовариантные тесты, веб-мастера проверяют сразу несколько элементов сайта в разных сочетаниях. В итоге с помощью этого метода они определяют, какая именно комбинация показывает наилучший результат, в зависимости от поставленной цели.

Если говорить об особенностях многовариантного тестирования, то в их числе можно назвать следующее:
Такой вид тестирования позволяет определить взаимодействие различных элементов на странице и получить их наиболее результативную комбинацию.

Проведение такого теста целесообразно только в случае больших объемов трафика, поскольку его придется делить между большим количеством различных комбинаций в период тестирования.

В каком случае уместнее всего говорить о запуске множественного тестирования? Некоторые специалисты считают, что этот метод прекрасно подойдет для усовершенствования страницы, выбранной по итогам проведения простого A/B теста.

 

В чем польза А/B тестирования?

Ни один, даже самый уважаемый, специалист не может знать точно, какое именно изменение нужно внести на сайт, чтобы тот заработал с максимальной отдачей. Достоверно об этом может сказать только тестирование. Таким образом, чьи-то субъективные мнения, которые могут оказаться ошибочными, при принятии подобных решений полностью исключаются.

A/B тесты являются мощным инструментом увеличения конверсии и очень важным этапом работы с веб-сайтами. Если пустить существование интернет-ресурсов на самотек, то очень скоро можно будет наблюдать такие неприятные вещи, как неэффективные рекламные кампании, снижение трафика, отсутствие конверсионных действий со стороны потенциальных клиентов.

Благодаря тестированию можно постоянно совершенствовать свой сайт, что в итоге положительно скажется на его работе и, соответственно, на доходах его владельца.

 

Какие инструменты тестирования сайта существуют?

Для проведения тестов создано довольно много сервисов, позволяющих собирать статистические данные и делить аудиторию сайтов на части. Назовем некоторые из них.

Google Analytics Experiements позволяет автоматизировать процесс и может тестировать разные элементы веб-страниц. Сервис является бесплатным.

Google Optimize — еще один бесплатный инструмент от компании Гугл. У него есть удобный визуальный редактор и возможность отменить неудачно сделанные изменения одной кнопкой.

Optimizely – удобный инструмент для проведения A/B тестов, подходит для работы с десктопными и мобильными версиями сайтов. Экспериментальные страницы создаются в визуальном редакторе самого сервиса. Стоимость подписки – от 20 до 400 $ в месяц.

ABtest – аналог Optimizely, причем, отечественный. По возможностям он похож на первый сервис, но несколько проще и дешевле – в зависимости от сроков подписки и тарифа он обойдется в 525 – 3000 рублей. Если посещаемость сайта не превышает 500 человек в день (или 15 000 в месяц), то дается возможность бесплатного пользования сервисом.

RealRoi.ru так же является русскоязычным сервисом для тестирования. Кроме того, что он прост в применении, у него еще и отсутствует абонентская плата.

Unbounce – сервис, применяемый для создания и тестирования лендингов. Его стоимость – от 50 до 500 $ в месяц.

LPGenerator – отечественный аналог сервиса Unbounce. Это профессиональная платформа для создания и оптимизации лендингов. Тестовый (бесплатный) период – 14 дней.

UniSender – сервис, который применяется для A/B тестирования рассылки. Благодаря ему можно создавать серии писем и проводить их тесты в неограниченном количестве.

Несмотря на наличие сервисов для тестирования, многие специалисты аудиторских компаний предпочитают делать эту работу, используя собственные разработки и решения. Особенно актуально это в случаях, когда алгоритмы сервисов не учитывают каких-то особенностей тестируемых интернет-ресурсов.

 

Сегментация аудитории для тестирования

Для удобства проведения тестов аудиторию сайта можно распределять по сегментам. В зависимости от ваших задач, сегментацию можно проводить по следующим параметрам:

  • Бесплатный и платный трафик;
  • География посетителей;
  • Поведенческие факторы;
  • Технологии (с каких устройств заходят) и т.д.

Сегментация дает возможность тестирования предложений, направленных на определенные группы целевой аудитории.

 

Основные ошибки при А/B тестировании

Одна из ошибок, наиболее часто допускаемая при проведении A/B тестирования – желание проверить все сразу. Отсутствие четкой гипотезы или смешение вариантов гипотез приводит к большой путанице.

Например, вы изменили цветовую гамму сайта, разбавили текстовый контент фотографиями и видеороликами, да еще и поменяли местами несколько блоков. Допустим, все эти действия приведут к тому, что посетители станут не только проводить больше времени на сайте, но и начнут совершать конверсионные действия. Но в этом случае останется загадкой, замена какого элемента привела к успеху. И наоборот, если работа сайта не улучшилась, будет трудно определить, в каком направлении двигаться дальше.

Правильнее будет проводить отдельное тестирование для каждой гипотезы, выстраивая их в порядке приоритетности.

Еще одна ошибка – закончить тестирование при первых признаках улучшения нужных показателей. Минимальный период, на который запускается эксперимент, не должен быть меньше 7-14 дней, т.к. более короткие сроки не могут быть показательными.

Кроме этого, период зависит от объема трафика и числа конверсий. Эти показатели должны быть достаточными для того, чтобы получить статистическую достоверность данных тестирования.

Следующая ошибка – запустить тест без предварительного анализа сайта. В этом случае проблемы могут остаться невыясненными, и будет непонятно, что же конкретно нужно тестировать. Так что веб-аналитика служит своеобразной основой перед началом экспериментов с элементами сайта.

Мы назвали лишь основные ошибки, довольно распространенные при проведении тестов. На самом деле, в ходе этой работы можно допустить еще немало промахов, особенно при отсутствии должной подготовки или опыта.

 

Можно ли сделать тестирование самостоятельно?

По сути дела, любую работу можно выполнить самим, если задаться такой целью. Для этого всего лишь нужно перечитать массу профессиональной литературы и набить собственных шишек, переводя теоретические знания в плоскость практической деятельности. Если у вас есть много свободного времени и желание вникать в тонкости настройки сайта и изучать соответствующий инструментарий – это стремление достойно похвалы. Но все не так просто.

Проверка функционирования сайта и дальнейшее тестирование предполагает довольно кропотливую аналитическую работу. Нужно не только суметь увидеть проблемы интернет-ресурса, но и предложить такие варианты их решения, которые заставят сайт показывать хорошие результаты. Поэтому для тех, кто не желает терять драгоценное время и хочет, чтобы его сайт был в надежных руках, необходимо обратиться к профессионалам.

Подводя итоги, отметим еще раз, что тестирование сайта является очень важным рабочим этапом. Это не просто эксперименты с отдельными элементами веб-страниц, а целая маркетинговая стратегия, способная оказывать ощутимое влияние на продвижение вашего интернет-ресурса и бизнеса в целом.

Оцените статью:
Маркетинговый аудит сайта. Как тестирование сайта влияет на его работу?
4.33
Голосов: 3
Елена Елагина

Автор статьи:
Елена Елагина

Кстати, мы делаем необычные сайты-презентации, которые показывают ошеломительную конверсию.
Смотрите сами